Маркетинговые исследования
Страхование через банки в 2023-2024 гг.:
динамика потребительских диспозиций, показатели и программы страховщиков-конкурентов, прогноз развития
Исследование «Страхование через банки в 2023-2024 гг.: динамика потребительских диспозиций, показатели и программы страховщиков-конкурентов, прогноз развития» включает две информационные части:
Часть 1. Динамика потребительских диспозиции и спроса на страховые услуги в кредитных организациях в 2022-2024 гг. (дата выхода начало марта 2024 года).
Часть 2. Показатели и программы страхования через кредитные организации в 2023-2024 гг. и их динамика по сравнению с 2022 годом (дата выхода конец марта 2024 года).

Часть 1. Динамика потребительских диспозиций и спрос на страховые услуги в кредитных организациях в 2022-2024 гг. (дата выхода начало марта 2024 года).
В исследовании изучены страхователи, которые приобрели страховой полис в 10 ведущих банков (в исследовании 2024 года - 8 ведущих банков): АО «АЛЬФА-БАНК», ПАО Банк ВТБ, АО Банк ГПБ (Газпромбанк), АО КБ МКБ, ПАО Банк «ФК Открытие», ПАО «Промсвязьбанк», ПАО «РОСБАНК», ПАО Сбербанк, ПАО Совкомбанк, АО Тинькофф Банк.
Часть 1 исследования позволит получить эксклюзивную информацию и оценить ее динамику по 6 блокам вопросов:
1. О спросе на страховые услуги через банки:
- какие программы страхования приоритетно покупают клиенты ведущих банков (10 программ страхования), в том числе с интересной детализацией, например, отдельно оценен спрос на страхование квартир и загородных домов;
- какую дополнительную потребительскую ценность хотят получить страхователи, покупая страховой полис в банке (5 ключевых ценностей);
- как (через банк, страховщика или иным способом) страхователи намерены пролонгировать договор страхования?
2. О механизмах продаж страховых услуг через банки:
- каким образом осуществляется предложение (продажа) страховых услуг в банках (6 механизмов продаж)?
- с какой частотой осуществляется предложение страховых услуг в банках (4 временных диапазона)?
- каким образом и с какой частотой потребители хотели бы получать предложение о покупке страховых услуг через банки?
3. О выборе страховщика в кредитной организации:
- программы каких страховщиков приобрели клиенты в том или ином банке (16 страховщиков, от 1 до 7 страховщиков в банке)?
- каким образом клиенты ведущих банков выбирают страховщика (3 способа выбора).
4. О потребительских недовольствах страхователей – клиентов банков:
- распространенность недобросовестных практик продаж страховых услуг в банках (3 распространенные практики + отдельные мнения респондентов);
- оценка полезности страховых услуг, приобретенных в банке.
5. Об особенностях потребительских диспозиций в отдельных кредитных организациях.
По каждому их 10 банков выделены особенности потребительских диспозиций по вышеописанным информационным блокам.
6. О сравнении потребительских диспозиций страхователей при покупке страховых услуг в банках и напрямую в страховых организациях.
Более подробная информация о содержании Части 1 находится в содержании исследования «Страхование через банки в 2022-2023 гг.: потребительские диспозиции, показателей и программ страховщиков-конкурентов, прогноз развития».
В Части 1 исследования применялся метод социологического опроса по структурированной анкете (опроснике). В ходе исследования опрошены 3000 граждан РФ, проживающие в городах с населением свыше 1 млн. человек (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Челябинск, Красноярск, Самара, Уфа, Ростов-на-Дону, Омск, Краснодар, Воронеж, Пермь, Волгоград). Респонденты имеют действующий страховой полис, приобретенный в одном из восьми банков (по каждому банку квота 300 респондентов): АО «АЛЬФА-БАНК», ПАО Банк ВТБ, АО Банк ГПБ (Газпромбанк), АО КБ МКБ, ПАО Банк «ФК Открытие», ПАО «Промсвязьбанк», ПАО «РОСБАНК», ПАО Сбербанк, ПАО Совкомбанк, АО Тинькофф Банк. Допустимый процент ошибки выборки не более 3% при степени уверенности 0,99.

Содержание исследования:
Часть 1. Потребительские диспозиции и спрос на страховые услуги в кредитных организациях в 2022-2024 гг.
Цели, задачи и методология исследования
1. Потребительские диспозиции по видам страхования и страховым организациям по страховым услугам, приобретенным в 2024 году через ведущие кредитные организации. Динамика показателей 2024 года по сравнению с 2022 годом.
2. Выбор страховщиков и механизмы покупок страховых услуг через ведущие кредитные организации в 2024 году. Динамика показателей 2024 года по сравнению с 2022 годом.
2.1 Механизмы (каналы) покупки страховых услуг клиентами ведущих кредитных организаций.
2.2 Способы выбора страховщика клиентами ведущих кредитных организаций.
2.3 Частота и способы получения предложений по страховым услугам клиентами ведущих кредитных организаций.
2.4 Потребительские предпочтения в получении предложений по страховым услугам клиентами ведущих кредитных организаций.
3. Потребительские предпочтения в продлении действующих страховых услуг, приобретенных в кредитных организациях в 2024 году.
4. Оценка полезности страховых услуг, приобретенных страхователями через ведущие кредитные организации в 2024 году. Динамика показателей 2024 года по сравнению с 2022 годом.
5. Потребительская практика недобросовестных продаж страховых услуг через ведущие кредитные организации в 2024 году. Динамика показателей 2024 года по сравнению с 2022 годом.
6. Сравнение потребительских диспозиций страхователей при покупке страховых услуг в кредитных и напрямую в страховых организациях в 2024 году.
7. Особенности потребительских диспозиций и спроса на страховые услуги в ведущих кредитных организациях в 2024 году. Динамика показателей 2024 года по сравнению с 2022 годом.
7.1 Потребительских диспозиций и спрос на страховые услуги в АО «АЛЬФА-БАНК».
7.2 Потребительских диспозиций и спрос на страховые услуги в ПАО Банк ВТБ.
7.3 Потребительских диспозиций и спрос на страховые услуги в АО Банк ГПБ (Газпромбанк).
7.4 Потребительских диспозиций и спрос на страховые услуги в АО КБ МКБ.
7.5 Потребительских диспозиций и спрос на страховые услуги в ПАО Банк «ФК Открытие».
7.6 Потребительских диспозиций и спрос на страховые услуги в ПАО «Промсвязьбанк» (только 2024 год).
7.7 Потребительских диспозиций и спрос на страховые услуги в ПАО «РОСБАНК» (только 2024 год).
7.8 Потребительских диспозиций и спрос на страховые услуги в ПАО Сбербанк.
7.9 Потребительских диспозиций и спрос на страховые услуги в ПАО Совкомбанк.
7.10 Потребительских диспозиций и спрос на страховые услуги в АО Тинькофф Банк.

Часть 2 Показатели и программы страхования через кредитные организации в 2023-2024 гг. и их динамика по сравнению с 2022 годом. (дата выхода конец марта 2024 года)
Часть 2 исследования «Показатели и программы страхования через кредитные организации в 2023-2024 гг. и их динамика по сравнению с 2022 годом» содержит комплексную информацию по показателям и программам страхования через банковский канал продаж (за исключением страхования жизни), а также оценку влияния деятельности кредитных организаций на страховой рынок.
Новизна исследования 2024 года:
- выявлены динамика предложения страховых услуг через банки в 2024 году по сравнению с 2022-2023 гг.;
- описаны и систематизированы около 200 программ страхования по 30 страховщиков, предлагаемые в 2024 году более чем в 40 банках;
- проведена сегментация банковского канала продаж в 2023 году по видам страхования и линиям бизнеса (по 14 сегментам, в том числе кредитное/ некредитное, по индивидуальному/ коллективному страхованию заемщиков), подготовлена динамика по сравнению с предыдущими периодами;
- описаны направления разработки новых программ и методов стимулирования продаж через банки в 2024 году (на основе 100 мониторинговых процедур (еженедельный мониторинг в течение 2023-2024 годов по 12 ведущим страховщикам)
- проанализирована новая статистическая информация за 2023 год в том числе, собранная при подготовке исследования, показана динамика изменения показателей;
- описаны показатели деятельности кредитных организаций в 2023 году и их влияние на страховой рынок;
- подготовлен прогноз развития банковского канала продаж на 2024-2025 гг.

Содержание исследования:
Показатели и программы страхования через кредитные организации в 2023-2024 гг. и их динамика по сравнению с 2022 годом.
Цели, задачи и методология исследования.
1. Страхование через кредитные организации в 2014-2023 гг.
2. Показатели деятельности кредитных организаций в 2023 году и их влияние на развитие страхового рынка.
2.1 Показатели кредитования населения и их влияние на страховой рынок.
2.2 Другие показатели деятельности кредитных организаций и их влияние на страховой рынок.
3. Личное страхование заемщиков беззалоговых кредитов через кредитные организации в 2022-2024 гг.
4. Показатели и программы страхования от потери работы через кредитные организации в 2022-2024 гг.
5. Некредитное страхование от несчастных случаев и болезней через кредитные организации в 2022-2024 гг.
6. Программы личного страхования держателей банковских карт через кредитные организации в 2022-2024 гг.
7. Страхование квартир, строений и другого имущества через кредитные организации в 2022-2024 гг.
8. Страхование рисков использования банковских карт через кредитные организации в 2022-2024 гг.
9. Страхование путешественников через кредитные организации в 2022-2024 гг.
10. Добровольное медицинское страхование через кредитные организации в 2022-2024 гг.
11. Программы страхования на случай диагностирования критических заболеваний и онкозаболеваний через кредитные организации (кроме кредитного страхования) в 2022-2024 гг.
12. Программы автострахования через кредитные организации в 2022-2024 гг.
13. Страхование домашних животных через кредитные организации в 2022-2024 гг.
14. Прочие программы страхования физических лиц через кредитные организации (непредвиденных расходов на юридические услуги и прочие) в 2022-2024 гг.
15. Программы некредитного страхования юридических лиц через кредитные организации в 2022-2024 году
16. Маркетинговая активность ведущих страховщиков в банковском канале продаж страхования иного, чем страхование жизни в 2022-2023 гг.
16.1 Направления разработки новых программ через банки в 2023-2024 гг.
16.2 Стимулирование продаж страховых услуг через банки в 2023-2024 гг.
17. Прогноз развития рынка страхования через банки на 2024-2025 гг.
Приложения. Описание программ по различным видам страхования, предлагаемым через кредитные организации.

Для чего нужно исследование?
Исследование может быть полезно страховым компаниям по следующим направлениям:
- для изучения особенностей механизмов продаж страховых услуг через ведущие кредитные организации;
- для использования потребительских диспозиций в банковском канале для разработки новых программ страхования и стимулирования действующих продаж;
- для определения текущего положения страховщика (рыночной доли) в сегменте по линии бизнеса и сравнения положения и динамики с компаниями – конкурентами;
- для конкурентного сравнения условий программ страхования по линии бизнеса страховщика с программами компаний конкурентов;
- для конкурентного сравнения тарифов программ страхования по линии бизнеса страховщика с программами компаний конкурентов;
- для составления карты конкурентных преимуществ страховщика в канале банковских продаж по линиям бизнеса и определения перспективных направлений развития;
- для получения новых идей для разработки новых страховых продуктов;
- для использования в процессе бюджетирования специализированных показателей банковского сектора (в части кредитования) и прогноза развития банковского канала продаж страховых услуг.

Банки, изученные в исследовании:
В ходе исследования были изучены более 40 банков:
Абсолют Банк, Азиатско-Тихоокеанский Банк, Альфа-Банк, АК Барс, ВТБ 24, Всероссийский банк развития регионов, Газпромбанк, Банк ДОМ.РФ, Банк Зенит, Кубань Кредит Банк, Кредит Европа Банк, Металлинвестбанк, Московский кредитный банк, Московский областной банк, Московский индустриальный банк, МТС Банк, ЛОКО-Банк, Новикомбанк, НС Банк, Банк Открытие, ОТП Банк, Почта Банк, Примсоцбанк, Промсвязьбанк, Райффайзенбанк, РГС-Банк, Ренессанс Кредит, РНКБ, Росбанк, Россельхозбанк, Русский стандарт, Санкт-Петербург Банк, Сбербанк, СКБ-Банк, Ситибанк, Банк СОЮЗ, СМП Банк, Совкомбанк, Тинькофф Банк, ТКБ Банк, Юникредитбанк, Хоум Кредит, Банк Уралсиб.

Страховщики-конкуренты, изученные в исследовании:
АльфаСтрахование, АльфаСтрахование Жизнь, Альянс, ВСК, Группа Ренессанс Страхование, Евроинс, Ингосстрах, Ингосстрах-Жизнь, Кардиф, Кредит Европа Лайф, МАКС, МАКС-Жизнь, Пульс, Райффайзен Лайф, Ренессанс Жизнь, РЕСО-Гарантия, Росбанк Страхование, Русский стандарт страхование, Росгосстрах, Росгосстрах Жизнь, Сбербанк Страхование жизни, Сбербанк Страхование, СМП Страхование, Совкомбанк Страхование, Согласие, Согласие-Вита, Хоум Кредит Страхование и другие

Страховой маркетинг

(Индивидуальный предприниматель Брызгалов Денис Викторович)

По вопросам покупки готовых маркетинговых исследований, методических пособий

и участия в семинарах:

Коваленко Анна Юрьевна

ka@insmarketing.ru


Индивидуальные исследования и консалтинговые решения

Брызгалов Денис Викторович

bd@insmarketing.ru